Ч И С Т И Л И Щ Е
Третье появление трикстера в нашем мире. Возможно и наверняка, какие-то его похождения остались незамеченными. Его истинные намерения и мотивы нам не полностью известны. Понятно лишь то, что он любит развлекаться, выворачивая людские сущности наизнанку, путешествовать и собирать некие предметы для своей коллекции. Что он с ними делает — сугубо его тайна, мы можем только пофантазировать на эту тему. Но вот что можно рассказать именно об этом приключении и месте.
Вас встречает все тот же худощавый господин в шубе из каракуля, с бородой и в темных круглых очках. Очки есть всегда, ведь ему необходимо скрыть свои недобро горящие глаза и оставить вам лишь мило натянутую улыбку. В этот раз, правда, он часто берет с собой зонтик. Возможно, он будет нетерпеливо, но фривольно ожидать вас, сидя на стуле возле полуразвалившегося здания из ржавого металла и пожелтевшей штукатурки. За окном все также +30 градусов, но это та еще прохлада в сравнении с тем местом, где вы окажетесь.
К слову, его внешний вид может меняться, например: черный фетровый плащ, худое безбородое лицо (иногда моложе, а порой даже толще), очень модные рваные джинсы и так далее. Его замечательно потрепанная шуба давно потеряла рукава (вероятно, он обменял их на что-то более интересное). Также он сменил имя на «мистер Могул — проводник в мир мертвых».
Поднимаясь по очень шаткой, ржавой, с парой отсутствующих ступенек лестнице, вы видите большие деревянные врата. Как он их находит, эти подростково живописные заброшенные здания, в которых творятся такие удивительные события?
Зайдя в первое помещение, вы попадаете в обитель Могула.
— Присаживайтесь вдоль стены слева.
Проговорил ваш проводник.
Под массивной рамой и картинами стоят бордовые кожаные сидения родом из актовых залов непонятных времен. Напротив располагается наш демон. Его кафедра из обожженного дерева увешана черепами животных, из глазниц и челюстей которых торчат благовонные палочки. Украшено это великолепие колючей проволокой. В круглых черных очках Могула отражается свет гирлянд, расположенных под высоким потолком. Кажется, что в этом здании поселились оранжевые сумерки.
— Итак, начнем.
Могул встает за кафедру и упирается в нее руками, приветливо улыбаясь.
— Меня зовут мистер Могул, и у вас нет причин мне не доверять. Потому что я хороший человек. Это первая причина. И потому что Я НА ЭТОМ НАСТАИВАЮ! Это вторая причина. На ближайшее время я ваш лучший друг, соратник, проводник, Харон. Господи, да кто угодно! Почему? Да потому, что я провожу экскурсии по темным мирам, в частности, по таким мирам как Чистилище. А вы вроде бы собрались туда на прогулку. Кстати, кто-нибудь что-нибудь слышал о Чистилище? Читал, бывал, знает? Да-да, нет-нет?
Ждет ответа от вас.
— Смотрите. Есть Ад.
Показывает пальцем вниз.
— Туда попадают грешники. Есть Рай.
Палец взмывает вверх.
— Туда попадают праведники. А есть Чистилище.
С широким жестом и разворотом указывает на двери слева от вас.
— И туда попадают те, кто совсем не хочет в Ад, но кого еще не пускают в Рай. Те, кто еще теоретически могут исправиться, отмыть души и так далее.
— Чистилище — это удивительное место.
Говорит так, будто приятные дни нахлынули воспоминаниями.
— Оно наполнено наказаниями, болью, страданиями, страхом и другими приятными вещами. Возможно, будет и пара неприятных вещей.
Более строго обращается к вам.
— Но не обращайте на них внимания, не портите себе настроение — проходите мимо.
— Так как Чистилище на первый взгляд, как впрочем, на второй и на третий, может показаться слегка недружелюбным местом, есть ряд правил, которые очень рекомендуется соблюдать во время прогулки:
Правило номер один: все, что выглядит опасным, опасным и является.
Если что-то бьется током — оно бьется током. Если что-то острое — оно острое. Пожалуйста, помните об этом. Никаких «понарошку» — вас предупредили.
Правило номер два: там мертвые; вы — живые.
И когда вы туда попадете, может возникнуть легкий диссонанс, мол, а какого черта вы вообще там забыли? Об этом, кстати, позже. Если кто-нибудь из мертвых узнает, что на их земли, на их вотчину вторглись живые — вся эта вселенная содрогнется и выплюнет вас в комнату, в которой мы сейчас находимся. И никакого хэппи-энда. Как они могут узнать? К примеру, если вы коснетесь их или они коснутся вас. Они почувствуют, что вы тепленькие — и все. Ни при каких обстоятельствах, что бы ни случилось, как бы вас ни уговаривали, что бы вам ни мерещилось — не допускайте физического контакта. Он — конец всего.
Правило номер три: они мертвые, но не тупые.
Если вы будете находиться с ними рядом слишком долго, минуты две–три, может четыре, будет достаточно, есть риск, что они начнут что-то подозревать. Запах учуют, к примеру. И тогда повторится предыдущий сценарий: вас просто выплюнет обратно в эту комнату.
Правило номер четыре:
Следующее правило вам необходимо выслушать, несмотря на то, что у вас очень умные глаза и интеллигентные лица. Если вдруг кому-нибудь из вас взбредет в голову мысль, что было бы неплохо согрешить в месте искупления грехов, мало того, что вас выплюнет сюда, так еще ваши страдания станут легендой даже в аду!
Могул кричит в полный голос. Но делает паузу и быстро сменяет тон на мягкий.
— Не физические, конечно, ведь это противоречит УК РБ, но психические доставим, на это я даю гарантию.
И вновь улыбка натягивается на его лицо.
— Поэтому вежливость и манеры — ваши лучшие спутники как в этом мире, так и в последующих. Помните об этом.
— По правилам — все. Теперь ближе к делу. Я из тех экскурсоводов, которые с вами никуда не пойдут. Не хочу, не буду, можете жаловаться, вопрос, конечно, — куда? Но попрошу вас об одной дружеской услуге: принесите мне оттуда вот такой вот сувенир. Это — осколок чистой души.
Достает для примера из черной переливающейся всеми красками шкатулки небольшой прозрачный осколок.
— Вам он ни к чему, да вы и не знаете, что с ним делать, а мне будет весьма приятно. Просто видите его, культурно берете и возвращаетесь. На самом деле Чистилище такое себе место для прогулок, но осколки там пособирать довольно весело. Не переживайте, это будет очень легко, ведь они там на каждом шагу валяются. Россыпью просто. Нужен чистый. Один. Грязные не несите. Договорились?
— И последнее. Так как я со всеми своими знаниями о Чистилище остаюсь здесь ожидать вас, а вы без всех этих знаний идете туда, следовательно, там рассчитывайте только на себя: вам никто не поможет, вас никто не спасет, за вами никто не придет. Даже если просить будете.
— Вопросы, пожелания, предложения? Нет? Чудненько, вам куда-то туда, прямо и направо.
. . .
Перед вами большая распахнутая металлическая калитка из толстой арматуры, за ней три двери, расположенные полукругом. Вам открыли центральную и указали направление.
Это короткий коридор из обзольного черного дерева, рядом лязгает металл, слева и справа запертые двери. За углом коридора розовый свет освещает черное туловище, торчащее из стены, и повисшие руки. В момент это нечто тянется к вам и скрывается в недрах следующей локации. Пройдя еще немного, сквозь очередной металл, за вами раздается шум и лязг. Вам удается закрыть решетку до того, как иной обитатель приблизился к ней. Разглядеть его полностью не удается, но, кажется, в руках у него метровый, покореженный мясницкий нож: вообще такому оружию нет названия, но если попытаться его описать, то как-то так.
Завернув еще правее, вы видите просторное помещение. Ничего примечательного, все также много металла в розовом свете, дерево и зеркала. По центру пространства некий объект высотой метра три, из корабельных цепей, арматуры, украшенный люстрой сверху. Он вращается и имеет два отдела, куда поместятся несколько человек.
На полу есть отметины, будто что-то тащили. Под небольшой пластиной — цепь с ключом. Длины цепи хватает, чтобы открыть запертую дверь, которая повстречалась вам ранее.
Неожиданно вам открывается весьма обычная комната: диванчики и телевизор. Сухие листья и палки, размещенные на стене, лишь отдаленно свидетельствуют о том, что это были растения. Синяя штора, за которой, конечно же, нет окна. Торшер, грампластинки на стенах и прочие предметы напоминают жилое помещение 50-х годов заморского стиля.
Впрочем, если вы включите видеоплеер, телевизор будет показывать советскую агитационную черно-белую мультипликацию.
Над торшером висит деревянная мышеловка. Достать ключ из нее без риска потерять палец невозможно, но вам удается испугаться лишь громкого хлопка и открыть рядом стоящую дверь.
За ней длинный, высокий, изогнутый и весьма потрепанный коридор.
Над вами красный свет, а там, где не видно конца, густой туман в зеленовато-желтом свечении. Ваши ноги кто-то трогает, или вам кажется, или вам просто страшно. Сложно разглядеть, что же там, в конце, находится. И тут вы видите стремительно приближающуюся к вам сущность, вы не успеваете сообразить, что вам делать, как она исчезает, не успев выбраться из тумана.
Продвигаясь по коридору, справа вы замечаете белые распашные запертые двери. Перед вами уже конец коридора с другими, изношенными и поцарапанными дверьми, они не совсем заперты, скорее, как-то привязаны с обратной стороны. Вам нужно просунуть руку в пустую темноту и на свой страх и риск отцепить крепление.
Никаких осколков, валяющихся направо и налево, вы пока не встретили. Неужели вас обманули?
В комнате с кроватью и другими покореженными элементами людского обихода вы можете разглядеть еще одну дверь в углу и недалеко от нее, над кроватью, некий сгусток — субстанцию, в которой угадываются черты человека. Случайный отблеск ключа намекает, что он вам пригодится. Решаетесь подняться на кровать, тянете за ключ, но он на длинной леске и, подобно заводной кукле, человек женского вида падает на кровать и с хрипом оживает. Есть всего пара секунд, чтобы открыть дверь и забаррикадироваться, что вы и делаете.
По стенам проходит гул и стук. Кажется, эта девушка или женщина в черном обличии и повязкой на глазах пытается к вам попасть. Осматриваясь в синем свете, вы замечаете небольшую ванну и множество предметов, будто ураганом прижатых к своду потолка: канаты, стулья и прочее сплетены воедино. Стук за дверью утих, но переместился вдоль стены, пара минут и из глубин помещения к вам прорывается она. В руках ножи, на глазах повязка, из-под нее сочится кровь. Она вас не видит, но очень хорошо слышит. Дверь, через которую вы сюда попали, уже заперта. Остается очень тихо и аккуратно миновать эту фурию и выбраться из образовавшегося проема обратно в коридор.
Белые двери, которые вы видели раньше, уже распахнуты, и вы буквально врываетесь в бар. За вами летят лишь искры, высекаемые разъяренной женщиной.
— Добро пожаловать! Меня зовут мистер Джек. Через пять минут мы закрываемся. Чего желаете?
Бармен задает вопрос, натирая посуду.
На стене за барменом горит длинная лампа лимонного цвета. Лицо сложно рассмотреть, но его белая рубашка и адекватность речи явно выбиваются из всего того, что вы тут встречали.
— Присаживайтесь, рассказывайте, какими судьбами?
Вы пытаетесь рассмотреть бар подробнее — бармен резко переходит на крик.
— На меня смотри! Мне! В глаза! Как ты умер?
Позади этого «приветливого» господина вы замечаете открытую шкатулку, в которой светится заветный осколок. Джек уловил ваш взгляд.
— Хотите эту вещицу? Что ж, я не против, но предлагаю обмен.
Снова спокойно продолжает он и ставит грязную стопку на столешницу.
— Взамен на этот осколок вы принесете мне два осколка грязной души, они такие же как и этот, но имеют черный цвет. Видели мою жену? Замечательная женщина, жаль… слепая…
Задумчиво смотрит в сторону, но продолжает бодро и приветливо.
— Отправляйтесь к ней, и принесите мне первый осколок грязной души.
— Дам вам совет. Знаете, как обходятся с буйными собаками? Их сажают на цепь! Вы найдете систему приспособлений с канатами и крюк на ее спине. Прицепите, оттяните и заберите у нее осколок. Вам пора, бар закрывается, жду вас во вторник!
Вы возвращаетесь в комнату, где были раньше. Теперь тут довольно тихо. Скрюченная фигура женщины в тусклом свете склонилась над ванной и пытается отмыть черный осколок своей души. Вы разделяетесь: кто-то крадется к ней, кто-то обходит локацию по коридору и стуком в дверь отвлекает ее, дав возможность зацепить канат за крюк.
Не попав под гнев ее, выбираетесь обратно. Кажется, канат не выдержал и лопнул буквально за пару секунд, как вам удалось забежать обратно на бар.
— Добро пожаловать! Меня зовут мистер Джек. Через пять минут мы закрываемся. Чего желаете?
Слышите вы знакомые слова, но бар и сам Джек немного изменились: горит тускло-оранжевая лампа в окружении давно увядших цветов и пустых бокалов. На Джеке потрепанная косуха с торчащими шипами. Что происходит?
Джек предлагает вам закурить, ведь алкоголя в баре не видно, и обдумать происходящее. Или он тянет время, так как начинает замечать в вас что-то инородное.
— Как вы погибли?
Задает этот вопрос, наклоняясь к вам.
Вы рассказываете свою историю, а он — свою.
— Жил пастор со своей семьей — женой и сыном. Обычная семья, жившая по канонам давно ушедших времен. Отец семейства хоть и был служителем господа, но не соблюдал его законы и часто напивался. Глушь их места обитания не позволяла особых радостей жизни, кроме разве что охоты. Однажды в очередном подпитии он взял на охоту своего маленького сына и волей случая или иных несправедливых обстоятельств застрелил его, приняв за дичь. Когда он принес тело ребенка домой, жена не смогла вынести сей ноши и погибла, выколов себе глаза.
Кажется, я вас знаю!
Здесь Джек вплетает вашу историю в свою, вы можете оказаться сватом/братом/прохожим, который так или иначе повинен в чем-то или наоборот в зависимости от вашего рассказа помог этой семье.
Ваше общение, может, и зайдет в крайнюю степень агрессии. Джек не на шутку разошелся. В попытках его успокоить, вы идете на мировую и согласны на все — он протягивает руку в знак примирения.
Пожали? Замечательно, теперь он знает, что вы живые.
Новый виток сотрясания стен и вдруг двери бара распахнулись. В сопровождении громкого стука слышен рык.
— В глаза мне смотреть! Сынок, успокойся, я сказал, УСПОКОЙСЯ!
Он кричит вам за спину.
— Сейчас с тобой поиграют.
Он проговорил громко, но ласково.
Что-то прорычало и скрылось в глубине коридора.
— Так что вам нужно? А, осколок, последний. Последний осколок, смею предположить, у моего сына.
Он подводит вас к еще одной двери в баре.
— Не обижайте его, он всего лишь ребенок, может, песенку спойте. И вообще, бар закрывается! Жду вас во вторник.
Комнату ребенка выдают лишь жуткие рисунки на стенах. Черной краской изображены длинноногие паукообразные существа, маленькие человечки и домик. В оранжевом свете комната разделена красной тяжелой шторой, за ней что-то движется. Вы робко осматриваетесь и заглядываете за занавеску, там никого нет, но вы видите осколок среди игрушек.
И тут в вашу сторону из импровизированной крепости из пуфиков и вещей бросается нечто в бежевом плаще, с кабаньей головой, обрезом трубы и щитом викинга. Вам везет, ведь он прикован цепью к стене. Но к осколку не подобраться, он преградил путь. Вы пытаетесь успокоить беднягу и поете ему песню. Это не помогает его успокоить, но дает возможность одному из команды обойти его. Притянув цепь, вы добираетесь к осколку. Нужно соблюдать баланс: притянете сильно, он доберется до вас, отпустите — и тот, кто отправился к осколку, погибнет.
Танцуя с монстром в красных шторах, наконец вы справляетесь с задачей. Дверь, которая сюда вас привела, уже закрыта, нужно искать другой выход. В этом бесновании, под потолком, появляется жена и на слух определяет, где вы. Она дает команды своему обезумевшему сыну, параллельно с нежностью и теплотой успокаивает его, что скоро все закончится. Найдя на полу провалившуюся вниз дверь, вы выбираетесь наружу и возвращаетесь в бар.
— Добро пожаловать! Меня зовут мистер Джек. Через пять минут мы закрываемся, а вы напугали моего сына!
Теперь он зол больше обычного и помоги нам господь справиться с этим.
Джек и бар вновь изменились. Освещение из дружелюбно-оранжевого сменилось на кроваво-красное и освещает каждый уголок этого «чудесного» места. Даже изредка милое и приветливое выражение лица Джека теперь несет в себе только гнев, ненависть и злобу. Он пытается улыбаться, но метровое оружие из металла подсказывает вам, что его попытки быть милым не увенчаются успехом.
— Слушаем внимательно! Я не отдам чистый осколок, пока вы не поможете моему сыну! Он всего лишь ребенок, который забыл, кто он такой. Он не знает, во что превратился. И нужно напомнить ему, что он человек. Как это сделать? Все просто — с помощью отражения. Видели большую металлическую клеть в дальнем конце этих просторов? Возле нее по бокам висят зеркала, вам нужно заставить смотреть его на себя в одно из них. Не сразу, но он узнает себя, оставьте его запертым там. Если начнет звать маму, бегите сразу же оттуда ко мне.
В помощь Джек дает вам отполированные до блеска куски металла.
— Черным куском души и собой вы приманиваете монстра, а зеркальным металлом держите дистанцию. Ведь свое отражение в них его пугает и еще больше злит.
— Есть просьба. Когда вы это сделаете и я отдам вам чистый осколок в обмен на черные, как и договаривались, вы вынесете его отсюда. Здесь ему не место. Бар закрыт.
Сына вы находите не сразу, а приманив его к той карусели, не сразу понимаете, как заставить его посмотреть в зеркало. Но клеть вращается, на ней много цепей. Отсоединив одну, можете встать в один из проемов. Монстр с кабаньей головой заходит во второй проем. Вас разделяют толстые прутья металла, но от этого не легче. Ваша команда вращает клеть так, чтобы он оказался прямо перед зеркалом, и запирает его. После пары минут рева и яростного сотрясания ловушки начинает рассматривать себя, корчится от весомого груза осознания и громко зовет свою маму. И мама приходит. Эта слепая женщина передвигается на четвереньках, опираясь на свои ножи. Выглядит она по-паучьи. Крутит головой во все стороны, пытаясь прислушаться, и замечает вас. Пока она в растерянности решает, помочь сыну или убить вас, вы убегаете оттуда. Но, добежав до бара, понимаете, что дверь закрыта. Точно, бар закрыт, где же искать Джека и ваш осколок чистой души?
Недалеко слышны раскаты грома. В помещении, где обитала жена, в самом дальнем его углу стоит Джек, над ним молнией расходится свет, и музыка давит ваши уши. Он высекает искры и призывает вас подойти к нему. На полу перед ним лежит осколок.
— Давай! Иди сюда!
Взмах клинка! Кажется, что до осколка не 10 метров, а всего два.
— Иди и возьми его!
Он не нападает, стоит на месте, но приближаться вам не хочется. Минута, две ничего не меняется, лишь его речь становится громче, он орет до хрипоты и угрожает всему вашему роду. Ватными ногами вы приближаетесь, по одному шажочку, но ничего не меняется. Еще шаг… Кажется, он сейчас сорвется и разбросает вас как щенят… Ничего не происходит, вы подходите почти вплотную. Тянетесь к осколку и оставляете черный.
Как только вы совершили обмен, Джек, который принял свой истинный вид и которого уже не сдерживают безалкогольный бар и обещание, идет на вас. Вы спасаетесь бегством, но у приветливо открытой двери на выход вас чуть не ловят его жена и сын.
— Оо-о-о, вы живые, как я рад!
Мистер Могул говорит с легкой и, безусловно, наигранной надменностью.
Большая металлическая решетка отделяет вас от самой первой локации. Могул улыбается.
— Покажите осколок. Давайте его сюда, тогда выпущу. Впрочем, конечно, вы его отдадите, выбор небогат. Проходите, присаживайтесь.
— И пока переводите дух, послушайте. Древняя книга мертвых Бардо Тхёдол, — это всего лишь предположение, ведь наличие такого места, как Чистилище, противоречит этому писанию, — гласит, что в один из дней после смерти вы пройдете испытания, которые покажут, обратно вы реинкарнируете на землю или отправитесь дальше. Перед вами будет бескрайнее поле, и вдалеке вы увидите самых страшных монстров, которых только можете представить. И побегут они на вас. Если вы убежите или останетесь стоять на месте — вы проиграли. А если пойдете, побежите им навстречу — выиграете. Ведь самое страшное, что вы увидите, — это ваши монстры. Это и есть то самое страшное, что живет в вас. Приняв их, вы примете себя.
Поздравляю, вы справились! Вы шли навстречу своим страхам, вынесли осколок чистой души и, возможно, пару советов на будущее, чтобы не попасть в такое место.
. . .
Разъяснения: чей же осколок чистой души был у Джека? почему он его отдал? почему в Чистилище вы встретили лишь этих персонажей, а не целую армию монстров?
Чистилище устроено так: для каждого человека (а порой и для целых семей) обустраивается обособленное место. Там они подвергаются пыткам, соблазнам и получают шанс исправиться.
Джек, бывший пьяница и пастор, погиб от пьянства, когда потерял жену и сына. Теперь он вечность пребывает в баре без алкоголя. Ему настолько невыносимо находиться в желанном месте без выпивки, что мозг его не справляется и расщепляется на две личности. Джек — бармен, и Джек — безумный от горя и алкоголя пастор вне стен бара.
Джек в лице бармена не до конца отождествляет рассказанную историю с собой. Его преображение в тирана провоцирует ваше вмешательство. С каждым разом его гнев и злоба выражаются во внешнем изменении обстановки.
Жена совершила самоубийство, оттого и оказалась здесь. А также по той причине, что, наблюдая поведение мужа, не защищала мальчика. Отмывая осколок в ванне, она не искупает свои грехи. Инструкцию, как очистить душу, никто не дает, поэтому она справляется, как может.
Сына на самом деле в Чистилище нет. Дети сюда не попадают вовсе. Это образ для пыток Джека и его жены. Поэтому голова его выглядит как та дичь, на которую они охотились. У него почти нет речи, но есть потребность в защите, которую ему даже в таком месте не дают отец с матерью. А жаль, ведь они могли разомкнуть этот круг страданий.
Чистый осколок, который вы увидели в баре, — ваша душа. Попав в Чистилище, тело и душа разделяются, и ваша частичка попала в бар Джека. Так что поздравляем, вы отдали кусочек своей души трикстеру. Но Джек решил, что это душа его сына, поэтому он идет на обмен и просит вынести душу в мир людей, чтобы она могла освободиться и обрести покой.
Также стоит отметить, что этот сюжет имел расширенную версию. Дополнительным персонажем выступал Ангел. За какие проступки его сослали в Чистилище, мы не знаем. В наказание он обязан содержать в порядке места пребывания людей. Внешний вид его далек от радужных икон: ноги-колодки, меховая мантия, металлический параллелепипед с круглыми отверстиями вместо головы и меч. Он медленно курсирует по вверенным владениям. В случае обнаружения нарушений из отверстий в его голове начинает бить прожектором белый и красный свет. Тогда он идет исправлять неполадки.
В финальной сцене вас встречал не Джек, а Ангел, но к его внешнему виду добавлялись большие белые крылья. В данном варианте вы все же выносили не свою душу, а душу сына Джека, по ошибке попавшую сюда.
Сколько осколков собрал наш Могул? Зачем они ему? Чем еще он занимается в наших и иных мирах?.. Вопрос, конечно, очень интересный.